Преемственность дошкольного и 1-й ступени общего среднего образования

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Рекомендации родителям будущих первоклассников

 В процессе подготовки своего ребенка к школе может возникнуть ряд трудностей.

 Неусидчивость. Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.

 Не умение работать по образцу, соблюдая правила и дисциплину. Во избежание данной проблемы необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.

 Неумение обобщать и классифицировать окружающие их предметы и природу. В данном случае хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.

 Нежелание учиться. Чтобы побороть нежелание ребенка к образованию, необходимо весь процесс обучения превратить в занимательную игру, а не в «тяжкое обязательство». Обыгрывая каждое действие ребенка, родитель сможет привить малышу любознательность и жажду познаний, чем самым существенно облегчит его жизнь в школьные годы.

 Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. Как выглядит готовый к школе первоклассник: у него есть желание учиться; может довести начатое дело до конца; способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели; умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его; понимает с какой целью он будет учиться в школе; не сторонится общества; комфортно чувствует себя в коллективе; умеет знакомиться со сверстниками; имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать.

 Вселяйте в малыша оптимизм, и всегда уверенно говорите, что он будет умничкой и у него все получится!

свернуть

Консультация для родителей: «Будущий первоклассник»

Консультация для родителей: «Будущий первоклассник»

 Обучение в школе — это новый этап во взаимоотношениях ребенка с окружающими. Обилие информации, новые знакомства, новый авторитет — учитель — все это требует от первоклассника дополнительных и не всегда приятных психических и физических усилий. Вот некоторые рекомендации, которые помогут ему быстрее адаптироваться.

 У ребенка должно быть желание идти в школу. Не переусердствуйте с обучением до школы. Также помните, что отношение к школе складывается под влиянием внешней информации, которую ребенок получает от родителей и других людей. Иногда отношения с учителем складываются не сразу, часто из-за того, что ребенок путает оценку его работы с личностным отношением или путает оценку знаний с хорошим поведением. Помогите ему разобраться в таких ситуациях!

 Первоклассники не понимают разницы между старанием и результатом. Похвалите за старания и объясните на примерах, как важен результат. Например: «Представь себе, что у одного человека заболел зуб. Он пошел к врачу. Врач очень старательно сверлил зуб, но неаккуратно поставил пломбу. И зуб болеть перестал, но есть было неудобно. И этому человеку снова пришлось идти к врачу. Как ты думаешь, захочет он опять пойти к этому же доктору? Почему? Есть ли разница между старанием и результатом?»

 Если ребенок себя плохо ведет в школе, то наказания и обращения типа: «Веди себя хорошо!» — не эффективны. Постарайтесь разобраться в каждой конфликтной ситуации и объяснить ребенку, в чем его вина, а также обсудите, что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.

 

Не требуйте от ребенка сразу же после занятий в школе выполнять уроки. Это непродуктивно. Лучший перерыв — это 3 часа, которые желательно провести на воздухе. Если у ребенка ослаблено здоровье, вернитесь к дневному сну, длительностью 1—1,5 часа.

 Желательно, чтобы ребенок садился за приготовление уроков в одно и то же время и «укладывался» в отведенное время. Для учеников 1—2-х классов через 30 минут занятий организуйте 10-минутный перерыв. Приучите ребенка в перерывы делать несложные физические упражнения, придумайте интересные игры, в которых надо подтянуться, походить по комнате и т. д. Можно сделать гимнастику для глаз.

 Не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задания самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, а затем займитесь своими делами. Не нужно находиться все время с ребенком.

 Если возникли школьные трудности, не рассматривайте их как личную трагедию, наоборот, старайтесь не показать ребенку своего огорчения и недовольства. Основное в таких ситуациях — помочь ребенку. Примите его таким, какой он есть, и тогда ему будет легче и в школе, и дома.

 Настройтесь на то, что для преодоления трудностей предстоит длительная совместная работа. Не стремитесь к быстрым результатам, чтобы не перегружать ребенка. Лучший результат дают систематические, а не более длительные, но нерегулярные занятия.

 Совместным занятиям уделяйте достаточное время, а не отрывайте минуточку от домашних дел.

 Позаботьтесь, чтобы у ребенка, несмотря на дополнительные задания, было свободное время на занятия по собственному выбору.

свернуть

Мотивационная готовность ребёнка к школе.

Мотивационная готовность.

    Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.  Она  включает в себя стремление ребёнка идти в школу, его интерес к школе, к учёбе. Обычно дети к поступлению в школу относятся положительно, с удовольствие демонстрируют свои знания и умения.  Одни хотят идти в школу, чтобы узнать что-то новое, интересное, чтобы стать взрослыми, чтобы хорошо учиться. Других привлекает внешняя сторона школьной жизни: наличие атрибутов школьника (ранец, учебники, и др.); общение с одноклассниками, игры на переменах и др. Мотивы у всех разные у одних - учебные, у других – внешние, у третьих – игровые, но отношение к школе обычно положительное.

    В процессе беседы с ребёнком определить  его отношение к школе.  Игра «Неоконченные предложения» поможет выявить, что ребёнок знает о школе, предпочитаемые виды деятельности. Взрослый бросает ребёнку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по-своему усмотрению. Начала предложений могут быть следующими: «Дети в школе…»,   «Урок – это …», «В школе  я буду ...», «На уроках…»,  «На переменах…» и др.  Если обнаружилось, что ребёнок имеет о школе весьма приблизительное представление, что у него нет интереса к ней, стоит подумать о формировании у ребёнка мотивационной готовности.

 Очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учёбой. С этой целью необходимо объяснить ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

       Что  же делать, если ребенок не хочет идти в школу? 

     Прежде всего, постарайтесь понять причины нежелания. Возможно, кто-то из взрослых нелестно отзывался при ребёнке  о школе, поэтому важно, чтобы ребенок получал только позитивную информацию о школе, избегайте запугивания ребенка школой. Если у вас есть старшие дети, которые ходят в школу, избегайте критики, порицаний в их адрес в присутствии дошкольника. Рассказывайте интересные случаи из своей школьной жизни. Смотрите вместе с ребенком фильмы, мультфильмы о школе, читайте книги о школе. Играйте с ребенком в школу.

       Если ваш ребенок не хочет идти в школу, потому что там нужно будет заниматься, учить уроки, то возможно, он просто устал от  занятий  дома. Тогда пусть ребенок дома отдыхает, не нагружайте его лишними занятиями. Мы уже говорили, что заниматься с ребенком лучше в форме игры. Лучше сказать «пойдём поиграем», чем «пойдём позанимаемся». И ни в коем случае, не нужно стремиться усадить ребенка за занятия, тем более не использовать угрозы и наказания за плохое выполнение задания. Это приводит к нежеланию идти в школу.

      Возможно, ребенок не хочет в школу в связи с тем, что у него не получается выполнение заданий на занятиях в саду, а отсюда нет интереса  к занятиям. В этом случае нужно создать для ребенка ситуацию успеха: для этого можно подойти  к воспитателю и попросить, чтобы на занятии он спросил у ребенка определённый вопрос, который вы подготовите дома.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”, но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учёбы.

          Бывает и так, что ребенок, несмотря на все усилия родителей, все равно не хочет в школу. В этом случае не нужно винить ребенка. Лучше помочь ребенку обрести уверенность в том, что, если ему будет трудно, родители ему всегда помогут, поддержат.

свернуть

Волевая готовность ребёнка к школе.

Волевая готовность ребёнка к школе.

       С поступлением в школу ребёнок попадает в совершенно новые условия.  Он должен в течение 35 минут работать на уроке (уроков в первом классе обычно 4), выполнять требования учителя, подчинять своё поведение правилам и нормам школьной жизни, считаться с мнением других людей – одним словом, ребёнок должен делать то, что ему не всегда хочется.

      Для первоклассника это будет очень трудной задачей, если у него не сформировано умение выполнять работу по образцу, по инструкции; умение работать по правилам, умение управлять своим поведением т.к. – всё это необходимо  для того, чтобы успешно адаптироваться к новым психо–социальным условиям.

     Таким образом, волевая готовность предполагает  у ребёнка наличие умения ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определённые усилия; оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.

     Ребёнок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие предметы тебе понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень»

     Определить, насколько у ребёнка развита волевая сфера несложно: обратите внимание на то,

 - может ли ребёнок сосредоточено (в течение 10-15 мин и больше) заниматься каким - либо одним делом: рисовать, лепить, конструировать и др.;  

 - как охотно и быстро он выполняет ваши просьбы,

 - трудно ли его уговорить выполнить то, что не особо ему нравиться;

 - умеет ли он работать по инструкции, образцу;

 - насколько в его реакции понятие "надо" превалирует над понятием "хочу "(к школе малыш должен чётко различать важность "нужных" дел и уметь соразмерять свои желания с тем, что делать нужно и необходимо).

    Формированию  и развитию произвольной сферы способствуют такие виды деятельности, как конструирование, рисование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисунке. Это вовсе не означает, что можно сказать ребёнку: «Иди, играй с конструктором или рисуй». Здесь большое значение играет совместная деятельность с ребёнком, причём в игровой форме. Если вы решили заняться конструированием, начните с работы по образцу (например, предложите образец дома), деталей должно быть больше, чем необходимо для конструирования, ребёнок должен осуществить правильный выбор, соотнося их по форме, размеру и цвету. Обратите внимание, как работает ребёнок: ориентируется на образец или действует методом «проб и ошибок», какие эмоции проявляет, если у него, что-то не получается; обращается ли за помощью, и самое главное, выполнил ли он задание  до конца. Сравните построенный дом с образцом, если вы увидели, что ребёнок допустил  много ошибок, предложите ему их исправить и посмотрите на его реакцию.

    Для развития умения действовать по образцу предложите ребёнку срисовать какую-нибудь картинку, вместе сравните полученный рисунок с оригиналом. Одним из распространённых упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к учебной деятельности, является «Графический диктант». Ребёнку даётся образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить рисунок. Другой вариант: предложить ребёнку выполнить упражнение на слух, диктуя последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлением (влево-вправо, вверх-вниз).

       В свободное время  чаще играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию саморегуляции: «Да» и «Нет» не говорить», «Запрещённое движение», «Четыре стихии», «Тишина»,   «Расскажи стихи руками»,  «Зеркало» и  др.

     Во время игр наблюдайте  за поведением ребенка: следует ли он правилам игры; как ребенок устанавливает контакты; считается ли с другими как с партнёрами; умеет ли управлять своим поведением; требует ли уступки от партнёров; бросает ли игру при неудаче.

            Не вмешивайтесь, если ребенок не просит о помощи и справляется с заданием сам.

Уважаемые родители, старайтесь, чтобы занятия проходили на положительном эмоциональном фоне: избегайте негативной оценки деятельности ребёнка в целом, акцентируйте внимание на том, что у него получилось. И ещё, желательно, чтобы ребёнок придерживался распорядка  дня, и у него были свои обязанности по дому – это организует ребёнка и способствует развитию произвольности поведения. А если у ребёнка что-то не получается, рассказывайте ему  о том, что ошибки случаются у всех, что в этом ничего страшного нет, что нужно уметь начать сначала или пойти дальше, а не отдаваться отчаянию и злости. Поощряйте проявление самоконтроля и собранности даже в том случае, если ребенку что-то не удалось сделать правильно.

свернуть

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.

 Компонент психологической готовности к школе - интеллектуальная готовность. Большинство родителей считают его главным и сводят к обучению ребёнка  чтению, счёту, письму. Но это не так. Иногда ребенок не умеющий читать, писать, показывает лучший уровень готовности к школе, чем его сверстник, умеющий читать, писать, считать.

 Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием познавателных процессов, способностьребёнка  обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

 К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живёт;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели, частей суток;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • различать диких и домашних животных;
  • устанавливать простейшие родственные связи;
  • ориентироваться во времени и пространстве и др.

  Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения.

 Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений, которые вы можете выполнять с ребёнком дома:

  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в печатном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

 При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

 Развитие памяти детей.

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен, задавайте наводящие вопросы.
  • Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

 Мышление (общее развитие) – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определённый запас знаний, но и умел им воспользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Ему следует чаще задавать вопросы типа: «А что если…», «Как ты думаешь, почему…», «Что будет, если…»  Учите ребёнка:

  • сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия;
  • описывать различные свойства окружающих его предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков;
  • находить противоположные по значению понятия;
  • определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

 Для развития  восприятия научите ребёнка:

  • различать цвета и их оттенки;
  • различать форму предметов и геометрические фигуры;
  • делить фигуры на 2,4 равные части;
  • сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами,  какой предмет больше или меньше; длиннее или короче; выше или ниже; шире или уже;
  • измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки);
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значение слов вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, месяцы года, поры года.

 Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Желательно, чтобы у ребёнка было чистое звукопроизношение, он  умел пересказать текст, рассказ, составить рассказ по картинке, правильно построить предложение, согласовать слова в роде, падеже, числе.

     Таким образом, вы видите, что интеллектуальная готовность не сводится только к обучению ребёнка определённым умениям и навыкам, а включает в себя развитие познавательных процессов и мыслительных операций, формирование представлений ребёнка об окружающей действительности, развитие речи и подготовку к овладению чтению и письму.

свернуть

Коммуникативная готовность.

Коммуникативная готовность.

 Большое значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.   Ребёнок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придётся, наряду с освоением новой для него роли ученик, а определиться и  в системе взаимоотношений детей класса, найти  своё место в ней. Качества, от которых зависит умение ребёнка вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту – коммуникативной или социально-психологической готовности к школе.

 Коммуникативная готовность - это наличие у ребёнка навыков социального общения. Она проявляется в умении устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умении войти в детский коллектив, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить, т.е. ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя их на основе усвоения общественных норм поведения.

 Ваш малыш должен понимать разницу в общении со взрослыми (знакомыми и незнакомыми), с родственниками и с учителями, владеть нормами этикета (ребенок должен уметь вести себя за столом, приводить в порядок одежду, здороваться и прощаться, понимать, что есть своё и чужое и уметь обращаться с этим и др.), знать, что общение на перемене и общение во время урока - разные вещи. Всё это поможет ребёнку адаптироваться в школе, установить ровные, спокойные отношения со сверстниками и учителем.

 Ведущая роль в формировании коммуникативной готовности  принадлежит семье. Личный пример отношений родителей с окружающими (родственниками, соседями, знакомыми, незнакомыми) служит основой формирования коммуникативной компетентности ребёнка. Дети очень часто копируют манеру поведения взрослых, их стиль отношений с окружающими, поэтому и в отношениях с ребёнком, и с  членами семьи старайтесь проявлять терпение и такт. Говорите с ребенком о том, что он не обязан и не может дружить со всеми своими новыми одноклассниками, но что нужно уметь поддерживать контакт со всеми ними, даже теми, кто по какой-либо причине не нравится. Интересуйтесь у ребёнка, какие у него отношения с детьми (например, в школе, в детском саду), почему хорошие или плохие. Анализируйте с ребёнком его поступки, помогайте ему понять, что он сделал неправильно, проигрывайте, как  можно было поступить по-другому. Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками), стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх. Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества, а также и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём). Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

свернуть

Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность ребенка к школе.

  Личностная готовность – это ряд психологических личностных качеств, которые помогут  ребенку самоопределиться в школе, осмыслить своё новое положение, свою новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА». И, самое главное,  ребенок должен понять и принять новую роль школьника, у него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника.

   В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные свойства – так называемые личностные новообразования. Они называются «новообразованиями» именно потому, что только-только появились, и поэтому являются ещё «хрупкими» незакреплёнными качествами личности. И от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе

Вот эти новообразования:

1) новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую  роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»);

2) возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности);

3) формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Теперь об этих новообразованиях подробнее.

    Новый уровень самосознания выражается в осознанной потребности выполнять социально значимую деятельность. Ребенок с самого своего появления на свет является членом общества, но довольно долго он этого не чувствует, не осознает. Он живёт в своём ближнем окружении.

      В 6-7 - летнем возрасте у детей назревает потребность в деятельности, которая в глазах других  людей была бы важной, ценимой. Ребёнку недостаточно быть значимым и ценным для мамы, папы, ему хочется более высокого полёта, общественного признания, чтобы мама им гордилась. Это нормальное состояние – это тяга к взрослости.

    Что вы можете сделать? Рассказывая о привлекательных сторонах статуса школьника, не забывайте сделать упор на новом уровне доверия («Ты уже большой и можешь сам принимать многие решения – подготовиться к занятиям или посмотреть мультики») и новом уровне ответственности («Но ты сам будешь отвечать за последствия этих решений»). Конечно, вы не оставите ребенка один на один со своей новой «должностью», со всеми его правами и обязанностями. Вы будете рядом, направлять, организовывать, но пусть он постепенно привыкает к самостоятельной организации своей учебной деятельности и самоконтролю.

    В возрасте 6-7 лет у ребенка появляется такое новое личностное образование – как соподчинение мотивов поведения. Когда один мотив поведения (например, помочь маме) главенствует над другим мотивом (побежать играть на улицу). Поэтому ребенок старательно будет помогать маме, а не побежит на улицу, оставив просьбу мамы без внимания.

     Следующее новообразование - способность к самооценке. Самооценка ребенка 6-7 лет, как правило, завышенная – это нормально. В этом возрасте оценка себя говорит скорее о желаемом, чем о действительном положении дел. Ребенок искренне считает, что он сильный, красивый, хороший, только потому, что очень хочет таким быть. Как говорят психологи у ребенка «Я - желаемое» подменяет «Я - реальное». Но это только в том случае, когда в семье положительный, доброжелательный микроклимат. Если это не так – то в самооценке происходит другая подмена «Я-называемое» подменяет «Я -реальное». Это значит, что то, как мы называем своего ребенка, то, что мы ему о нем говорим – становится опорой и источником его выводов о самом себе – своей самооценки. «Ты неряха, ты трусливый, ты ничего не умеешь», – не важно со злобной или ласковой интонацией это говорится – подобные реплики, становятся той «базой данных», на основе которой ребенок производит оценку самого себя.

     Как это скажется на школьной жизни, догадаться не трудно. Неверие в свои способности, в свои силы, боязнь сделать ошибку прямым образом отразится на освоении ребёнком учебной деятельности. Низкая самооценка всегда сопровождается повышенной внутренней тревожностью, она в свою очередь будет мешать усвоению учебного материала. Неуверенные в себе дети чаще всего становятся непопулярными в коллективе, и это только усугубляет их положение – к неверию в свои способности к учёбе прибавляется в сомнение в своей интересности как собеседника, товарища по играм, друга.

    Хорошо, если такому ребенку попадётся мудрый учитель, который в неуверенном запинающемся при ответе малыше заметит способную, светлую голову, – такой учитель найдёт способы раскрыть талант ученика, заставит его поверить в себя и даст ему дорогу в будущее.

      Другой педагогическая недальновидностью родителей – является захваливание своего чада, и завышение и без того высокой в этом возрасте самооценки. Повышенное внимание окружающих только к успехам ребенка в ряде случаев приводит к образованию устойчиво высокой самооценки, к самолюбованию и серьёзной переоценке своих возможностей. Попадая в школу, такой «звёздный ребенок» испытывает настоящий шок от того, что кто-то другой (учитель или ученики) не дают ему столь высокой оценки как его домашние. Плохие отметки или замечания учителя могут провоцировать истерики, вспышки озлобленности. Ребенок обвиняет в своих неудачах учителей (придираются, несправедливы), переживает чувство зависти к более высоко оценённым одноклассникам.

    Узнать, какая у ребёнка самооценка  поможет простой тест: нарисуйте на бумаге лесенку (7 ступенек) и скажите ребенку, что на нижней ступени лестницы находятся самые глупые детки, а на верхней - самые умные (красивые, сильные, здоровые и пр.), и предложите нарисовать себя на лестнице. Где он разместит себя? Попросите нескольких членов семьи независимо друг от друга провести этот тест с ребенком. С кем он нарисует себя выше, с кем ниже? Соответственно, вы определите не только самооценку малыша, но и то, кто из близких завышает или занижает его восприятие себя.

     Говорить о личностной готовности ребенка к школе можно тогда, когда наблюдается более или менее частое преобладание познавательно-учебных мотивов над игровыми мотивамиОднако, уважаемые родители, не надо забывать, что игра в этом возрасте все ещё занимает более сильные позиции в интересах ребенка, чем учебная деятельность (мы уже об этом говорили). С этим не надо бороться, этим надо пользоваться. У ребенка познавательно-учебный мотив одерживает верх тогда, когда он обещает превратиться в игровой  (например, он не хочет учиться писать цифры, но он согласится писать их на карточках, если эти карточки нужны для игры в лото). Поэтому невозможно сформировать познавательно-учебный мотив, не заинтересовав ребенка перспективами, которые откроются перед ним с получением новых знаний и умений. Когда ребенок не хочет чему-либо научиться, это не значит, что он ленится, он просто не видит в этом смысла.

     Что вы можете сделать?

   Ваша задача найти привлекательную для ребенка форму обучения. Многие дети терпеть не могут писать буквы в прописях, но с удовольствием вписывают их в клеточки сканворда, который разгадывает мама или папа. Честно скажу, что в начале вам, дорогие родители, будет с непривычки трудно находить привлекательные формы учебной деятельности – но если вы настойчиво продолжите их искать, вы поразитесь многообразию способов, благодаря которым ученье будет в радость вашему ребенку.

свернуть

Что должны знать родители при подготовке детей к школе.

Что должны знать родители при подготовке детей к школе.

   Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, родители, должны работать над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.

  Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, родители, должны работать над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.

 Представим систему важнейших требований, которым должен удовлетворять дошкольник, приходящий в школу.

  1. Общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек семилетнего возраста в стране. Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Соответственно должно быть определено и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего скажутся на быстрой утомляемости ребенка, что может отрицательно повлиять не только на его школьную успеваемость, но и на все отношения маленького ученика к школе и к товарищам.
  2. Владение достаточным объемом знаний, т. е. наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе. В основном это чувственный опыт, представления, некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и ряд сведений общего характера (о труде людей, о родной стране, о праздниках, вере, традициях, обрядах). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («удаленность», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве) и о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»). Кругозор семилетнего ребенка включает элементарные представления о количестве, о числовом ряде, о множестве, о равенстве и неравенстве и т. д.
  3. Все большее значение в последние годы в плане подготовки детей к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой). Необходимо владеть и рядом умений. Среди них особенно важны умение слушать речь, объяснение, указания воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредоточиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы.
  4. Важнейшим показателем подготовленности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать, прямо обращенную к нему речь другого, но и самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей; умение подбирать и произносить слова; умение выделять в словах некоторые указанные взрослым звуки; умение различать на слух сходные звукосочетания. Детям надо уметь правильно строить предложения. Особое значение имеет четкость и членораздельность устной речи. Любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма.
  5. Для предстоящего овладения письмом в школе крайне важно развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством родителей выполняют различные упражнения: рисуют, наносят на рисунки штриховку, вырезывают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т. д.
  6. Дети должны быть подготовлены к совместной с товарищами работе и жизни: уметь слушать и не перебивать другого, помочь товарищу в трудный момент, не только уметь считаться с желаниями других, но и отстаивать свою правоту, если она соответствует установленным нормам и правилам поведения. Привычки нравственного поведения, гигиенические, культурные и учебные навыки, выработанные в семье, позволят семилетнему ребенку «бескризисно» перейти в новый период его жизни.
  7. Очень важно, чтобы у детей ко времени поступления в школу уже были сформированы желание учиться, интерес к знаниям, радость от узнавания нового. На этой основе в процессе учебной работы ребенка в школе у него могут быть воспитаны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от плодотворного и систематического умственного труда.
свернуть

Консультация для родителей "Семья на пороге школы"

СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

   Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований и ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, прилежно выполнять домашнее задание и т. д. Поэтому очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность.

      Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть и т. д.), поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Конечно, в этом возрасте организованность только начинает формироваться, поэтому характер требований со стороны взрослых имеет важное значение в подготовке к школьному обучению. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и сам начинал предъявлять их себе, проявлять личную инициативу.

      Инициатива очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную инициативу, пусть даже пустяшную, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки.

     Необходимо развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, уверенно и легко входят в учебную деятельность. И как много проблем встает на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Если ребенок умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.

         Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребенка к школьному обучению. Следует разъяснить детям, зачем нужно учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодится в жизни.

       Ребенка нельзя пугать школой, учителем. Его нужно заинтересовать. А для этого нужно воспитывать глубокий интерес к учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует ободрить, поддержать ребенка, помочь ему.

      «Портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения, организованность;
  • активность, любознательность и стремление к открытиям.

      Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, и родителям в этот момент порой не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты.

                      Дорогие родители!

  • Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
  • Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей.
  • Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
  • Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребенка.
  • Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
  • Дайте ребенку возможность раскрыться, помогите прийти к успешности.
свернуть

Преемственность дошкольного и 1-ой ступени общего среднего образования

Преемственность дошкольного и 1-й ступени общего и среднего образования

   Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

  Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Преемственность – это целостный процесс, целью которого является полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.

  Если процесс адаптации ребенка к школе развивается достаточно успешно, то ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но зачастую педагоги отмечают, что поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.

  У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. Но, как считают психологи, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования педагогов и психологов позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

 Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:

1) формирование готовности детей учреждения дошкольного образования  к обучению в начальной школе;

2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3) обучение  в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий учреждения дошкольного образования.

 Цель осуществления преемственности достигается  на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов учреждения дошкольного образования  и начальной школы, совместной подготовки педагогов и учителей  начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.

 В нашем учреждении дошкольного образования  проводятся следующие формы осуществления преемственности:

  1. Экскурсии в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. 
  2. В течение учебного года учителя посещают режимные моменты в учреждении дошкольного образования. Они наблюдают за детьми, общаются с ними.
  3. Воспитатели дошкольного образования и учителя начальных классов в течение года посещают открытые уроки и занятия друг у друга.
  4. Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов учреждения дошкольного образования с родителями и их детьми при проведении организационного родительского собрания для родителей будущих первоклассников.
  5. Проводятся совместные мероприятия, развлечения с первоклассниками и воспитанниками старших групп.

 Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения детей. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

свернуть
Меню раздела