Игрушка – надежный помощник в воспитании малыша
Папа, мама, вы не спешите,
Все дела на завтра отложите,
А сегодня поиграйте, как вчера, со мной.
Только, чур, не говорите,
Только, чур, не говорите:
«Завтра, милый мой!»…
Папа, мама, будем играть,
Все дела должны чуть подождать.
М.Чепелки
Игрушку невозможно отделить от детской игры – она ее непременный спутник. Роль игрушки чрезвычайно важна не только в становлении игровой деятельности ребенка, но и в развитии его психики.
В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек как отечественного, так и зарубежного производства необходимо уметь ориентироваться в них, т.е. понимать, что они могут дать для развития и воспитания ребенка.
Уважаемые родители! Следует учитывать следующее:
- детям следует приобретать игрушки хорошего качества. Избыток игрушек – скорее недостаток, чем благо;
- чем лучше игрушка, тем проще она по дизайну и по действию;
- лучший вид игрушки – это тот, который дети и родители могут создать, сделать сами;
- возможность с помощью игрушки освоить действие, развивающее ребенка в соответствии с задачами возраста;
- соответствие игрушки потребностям и интересам ребенка;
- соответствие игрушки развитию ребенка на данном этапе;
- многофункциональность игрушки (девочка, чемодан, машина);
- доступность игрушки;
- дети дошкольного возраста предпочитают игрушки, сделанные из мягкого, пушистого материала;
- важен для игрушки размер, цвет, пропорции;
- эстетическая ценность игрушки.
Виды игрушек
- Сюжетно-образные игрушки.
К ним относятся куклы, фигурки людей и животных, куклы-голыши, кукла дидактическая с комплектом одежды (на все сезоны), обуви, белья, головных уборов, постельных принадлежностей, посуды. Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ из разных материалов (глина, соломка, дерево, лён).
- Предметы игрового обихода.
Сюда относятся игрушки объемные и плоскостные, из разных материалов, изображающие овощи, фрукты, грибы, ягоды, животных и их детёнышей. Кроватки-люльки, домик, сундучок, с элементами белорусского декора, для хранения кукольной одежды. Наборы для стирки: тазик, прищепки, стиральная машина и т.д. Игрушки, отображающие разнообразные операции труда: «Парикмахерская», «Магазин», «Доктор», мини-центр «Школа» и т.д. Данные игрушки помогут организовать сюжетно-ролевые игры в семье, которые способствуют обогащению у детей представлений о труде своих мам и пап; бабушек и дедушек. Важно содействовать тому, чтобы игровую роль дети «доводили» до логического конца. В случае необходимости, помогите детям усвоить нужный для выполнения игровой роли лексико-грамматический материал. В ходе сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Музей» и т.д. ребенок получает возможность самоутвердиться, преодолеть некоторые коммуникативные барьеры, получить информацию об окружающем мире.
Следующий вид игрушек детям очень нравится. Это театральные и празднично-карнавальные игрушки. Сюда относятся театр пальчиков: куклы ручные, соразмерные руке ребенка (куклы-пальчики, куклы-перчатки, куклы-варежки и др.). Куклы-марионетки, ёлки, ёлочные игрушки, театрализованные костюмы сказочных персонажей, технические игрушки. Наборы тематические («Аэропорт», «Водный транспорт», «Автогонки», «Железная дорога» и др.). В процессе театральных игр родители начинают глубже понимать своего ребенка, осознавать, что игрушки и игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так важно для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша.
Значимую роль в развитии детей занимают дидактические игрушки, наборы, музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки. Это – парные картинки: предметные разной тематики «Насекомые», «Домашние животные», «Животные леса» и т.д. Картинки разрезные, лото, домино, игры на воссоздание образных и сюжетных изображений с помощью специальных наборов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Волшебный круг») и т.д. Развивают детскую фантазию, воображение, творческие способности конструкторы, строительные наборы «Лего», «Лидер», «Улитка», «Архитектор» и др., моторно-спортивные игрушки, игрушки для спортивных игр. Ответы родителей на вопрос «С какими игрушками любят играть дети дома?» имели выраженную «привязанность» к полу ребенка. Девочки предпочитают играть с образными игрушками, с игровыми наборами для сюжетно-ролевых игр, реже с дидактическими, мальчики отдают предпочтение играм со строительными наборами, конструкторам, техническими, военным игрушкам.
Игрушка… Как много она значит для ребенка! Не без основания ряд педагогов, психологов сегодня рассматривают игрушку как своеобразный язык детства, способный обозначить языковой мост между детьми как «машину времени», которая позволяет ребенку стать взрослым, а взрослым – вернуться в детство. Вот бы овладеть ею!