Личностная готовность ребенка к школе.
Личностная готовность – это ряд психологических личностных качеств, которые помогут ребенку самоопределиться в школе, осмыслить своё новое положение, свою новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА». И, самое главное, ребенок должен понять и принять новую роль школьника, у него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника.
В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные свойства – так называемые личностные новообразования. Они называются «новообразованиями» именно потому, что только-только появились, и поэтому являются ещё «хрупкими» незакреплёнными качествами личности. И от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе
Вот эти новообразования:
1) новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»);
2) возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности);
3) формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.
Теперь об этих новообразованиях подробнее.
Новый уровень самосознания выражается в осознанной потребности выполнять социально значимую деятельность. Ребенок с самого своего появления на свет является членом общества, но довольно долго он этого не чувствует, не осознает. Он живёт в своём ближнем окружении.
В 6-7 - летнем возрасте у детей назревает потребность в деятельности, которая в глазах других людей была бы важной, ценимой. Ребёнку недостаточно быть значимым и ценным для мамы, папы, ему хочется более высокого полёта, общественного признания, чтобы мама им гордилась. Это нормальное состояние – это тяга к взрослости.
Что вы можете сделать? Рассказывая о привлекательных сторонах статуса школьника, не забывайте сделать упор на новом уровне доверия («Ты уже большой и можешь сам принимать многие решения – подготовиться к занятиям или посмотреть мультики») и новом уровне ответственности («Но ты сам будешь отвечать за последствия этих решений»). Конечно, вы не оставите ребенка один на один со своей новой «должностью», со всеми его правами и обязанностями. Вы будете рядом, направлять, организовывать, но пусть он постепенно привыкает к самостоятельной организации своей учебной деятельности и самоконтролю.
В возрасте 6-7 лет у ребенка появляется такое новое личностное образование – как соподчинение мотивов поведения. Когда один мотив поведения (например, помочь маме) главенствует над другим мотивом (побежать играть на улицу). Поэтому ребенок старательно будет помогать маме, а не побежит на улицу, оставив просьбу мамы без внимания.
Следующее новообразование - способность к самооценке. Самооценка ребенка 6-7 лет, как правило, завышенная – это нормально. В этом возрасте оценка себя говорит скорее о желаемом, чем о действительном положении дел. Ребенок искренне считает, что он сильный, красивый, хороший, только потому, что очень хочет таким быть. Как говорят психологи у ребенка «Я - желаемое» подменяет «Я - реальное». Но это только в том случае, когда в семье положительный, доброжелательный микроклимат. Если это не так – то в самооценке происходит другая подмена «Я-называемое» подменяет «Я -реальное». Это значит, что то, как мы называем своего ребенка, то, что мы ему о нем говорим – становится опорой и источником его выводов о самом себе – своей самооценки. «Ты неряха, ты трусливый, ты ничего не умеешь», – не важно со злобной или ласковой интонацией это говорится – подобные реплики, становятся той «базой данных», на основе которой ребенок производит оценку самого себя.
Как это скажется на школьной жизни, догадаться не трудно. Неверие в свои способности, в свои силы, боязнь сделать ошибку прямым образом отразится на освоении ребёнком учебной деятельности. Низкая самооценка всегда сопровождается повышенной внутренней тревожностью, она в свою очередь будет мешать усвоению учебного материала. Неуверенные в себе дети чаще всего становятся непопулярными в коллективе, и это только усугубляет их положение – к неверию в свои способности к учёбе прибавляется в сомнение в своей интересности как собеседника, товарища по играм, друга.
Хорошо, если такому ребенку попадётся мудрый учитель, который в неуверенном запинающемся при ответе малыше заметит способную, светлую голову, – такой учитель найдёт способы раскрыть талант ученика, заставит его поверить в себя и даст ему дорогу в будущее.
Другой педагогическая недальновидностью родителей – является захваливание своего чада, и завышение и без того высокой в этом возрасте самооценки. Повышенное внимание окружающих только к успехам ребенка в ряде случаев приводит к образованию устойчиво высокой самооценки, к самолюбованию и серьёзной переоценке своих возможностей. Попадая в школу, такой «звёздный ребенок» испытывает настоящий шок от того, что кто-то другой (учитель или ученики) не дают ему столь высокой оценки как его домашние. Плохие отметки или замечания учителя могут провоцировать истерики, вспышки озлобленности. Ребенок обвиняет в своих неудачах учителей (придираются, несправедливы), переживает чувство зависти к более высоко оценённым одноклассникам.
Узнать, какая у ребёнка самооценка поможет простой тест: нарисуйте на бумаге лесенку (7 ступенек) и скажите ребенку, что на нижней ступени лестницы находятся самые глупые детки, а на верхней - самые умные (красивые, сильные, здоровые и пр.), и предложите нарисовать себя на лестнице. Где он разместит себя? Попросите нескольких членов семьи независимо друг от друга провести этот тест с ребенком. С кем он нарисует себя выше, с кем ниже? Соответственно, вы определите не только самооценку малыша, но и то, кто из близких завышает или занижает его восприятие себя.
Говорить о личностной готовности ребенка к школе можно тогда, когда наблюдается более или менее частое преобладание познавательно-учебных мотивов над игровыми мотивами. Однако, уважаемые родители, не надо забывать, что игра в этом возрасте все ещё занимает более сильные позиции в интересах ребенка, чем учебная деятельность (мы уже об этом говорили). С этим не надо бороться, этим надо пользоваться. У ребенка познавательно-учебный мотив одерживает верх тогда, когда он обещает превратиться в игровой (например, он не хочет учиться писать цифры, но он согласится писать их на карточках, если эти карточки нужны для игры в лото). Поэтому невозможно сформировать познавательно-учебный мотив, не заинтересовав ребенка перспективами, которые откроются перед ним с получением новых знаний и умений. Когда ребенок не хочет чему-либо научиться, это не значит, что он ленится, он просто не видит в этом смысла.
Что вы можете сделать?
Ваша задача найти привлекательную для ребенка форму обучения. Многие дети терпеть не могут писать буквы в прописях, но с удовольствием вписывают их в клеточки сканворда, который разгадывает мама или папа. Честно скажу, что в начале вам, дорогие родители, будет с непривычки трудно находить привлекательные формы учебной деятельности – но если вы настойчиво продолжите их искать, вы поразитесь многообразию способов, благодаря которым ученье будет в радость вашему ребенку.