С какими книгами лучше дружить дошколятам?
Уважаемые родители! Книга является открытым окном в познании ребенком окружающего мира.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Л.Н.Толстой, обращаясь к своим первым воспоминаниям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал… так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Посредством книг дети овладевают речью, получают ключ к познанию окружающего, возможности найти собственное место среди сверстников и взрослых.
Нужно начинать с книг, созданных народом. Величайший творец и педагог – народ, который создал множество песенок, потешек, сказок. Под звуки ласковых, напевных слов, вызывающих на общение («Котик серенький…»), малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»). Моменты ухода за ребенком, не всегда приятные для него, под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития и воспитания малыша.
Этому способствует радостная приподнятость и от «совместной деятельности» со взрослым, и от звучания мелодичных, напевных песенок. Особенно много радости доставляет детям игра взрослого с ними. Народ создал множество игровых песенок; они, забавляя малыша, приучают слух его к характерному звучанию родной речи. Язык народных песенок лаконичен, образен и богат разнообразными сочетаниями, которые малышу важно научиться слышать и различать. Слова, разные по смыслу, отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик; ел-пел; наша-Маша), дают возможность детям овладеть значимостью и содержанием слова. Большинство потешек создавались в процессе труда в природе, в быту. Отсюда такая четкость, ритмичность, краткость, выразительность их. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти миниатюры, в которых народную философию, народный опыт удалось воплотить в поэтические образы такой выразительности, придать песенкам такую простоту и мелодичность звучания, что дети, играя, запоминают эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.
«Пошел котик на торжок», «Сорока-белобока», «Киска-киска», «Наша Маша», «Идет коза рогатая», «Божья коровка» и т.д.
Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки также будут полезны детям. Яркие эпитеты, образные сравнения, поэтическая метафоричность способствуют художественному восприятию ребенком окружающего мира, обогащают его представления о предметах, их качествах и функциях.
Сказки не подвластны времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с любовью и благодарностью. Великий А.С.Пушкин когда-то очень точно сказал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Они призваны, на доступном для понимания малыша языке, разъяснить, что такое добро и зло, ум и глупость, торжество правды и справедливости, любви над ненавистью.
Уважаемые родители! Надеемся, что вы помните известный педагогический постулат:
- сказки лучше рассказывать (баить);
- в помощники можно брать фланелеграф, различные игрушки, рисунки, олицетворяющие героев сказок, рассказов, стихов;
- рассказывать сказку нужно несколько раз;
- после этого предложите детям рассказать сказку своими словами.
Такая последовательность поможет детям лучше запомнить содержание сказок и возвращаться к ним по собственной инициативе, а значит, поможет детям полюбить книгу. Сказки сочиняют также поэты и писатели. Дети дошкольного возраста очень любят сказки К.Чуковского «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон»; Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; В.Осеевой «Волшебная иголочка»; А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д. Очень полезно детям читать стихи, потому что дети их любят за яркость, четкость, игривость. При чтении стихотворения А.Барто «Лошадка» можно предложить детям «причесывать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» – погладить, пожалеть игрушечного зайку. Некоторые стихотворения можно соединить с игрой. Одевая ребенка зимой на прогулку, в выходные дни, можно обыграть стихотворение Н.Саконской «Где мой пальчик?», наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А.Барто «Снег, снег кружится…» и т.д.
При чтении рассказов следует учесть следующее:
- приступать к чтению рассказа лучше тогда, когда дети научились рассматривать черно-белые рисунки к рассказам;
- начинать читать рассказ лучше с того, к которому даны иллюстрации;
- стараться читать рассказ выразительно;
- хорошо знакомый, прочитанный уже 2-3 раза маленький рассказ, можно соединить с новым, близким по характеру «Белка», «Лиса» (Е.Чарушина).
Чтение рассказов, сказок, стихов, умелое сочетание их с иллюстрациями, с различными видами активности детей, с рассматриванием рисунков и т.д. научат детей любить книгу, а значит, помогут им быть наблюдательными, любознательными, понимать и любить произведения художественного искусства.