Педагогическим работникам

ГУЛЬНЯ “ЦІ ВЕДАЕЦЕ ВЫ? СТРАВЫ, ПОСУД, ПРАДМЕТЫ ПОБЫТУ БЕЛАРУСІ” Для дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту

ГУЛЬНЯ

“ЦІ ВЕДАЕЦЕ ВЫ? СТРАВЫ, ПОСУД, ПРАДМЕТЫ ПОБЫТУ БЕЛАРУСІ”

Для дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту

 АДУКАЦЫЙНАЯ ГАЛІНА: “дзіця і грамадства”, “развіцце маўлення і культура маўленчых зносін”.

 МЭТА: фарміраваць  уяўленні  пра стравы беларускай нацыянальнай кухні і стравы краін-суседзяў, дыферэнцаваць і называць прадукты харчавання неабходныя для прыгатавання страў, адрозніваць і называць прадметы побыту,якія аблегчваюць працу чалавека цяпер і ў мінулым (мікрахвалевая печ, пасудамыйная машына, гляк, вакрэйка), працягваць знаёміць са старажытнымі прадметамі побыту, параўноўваць мінулае і сучаснае прадметаў (лыжка,відэлец,кубак),развіваць уменне ўстанаўліваць залежнасць формы прадметаў да іх прызначэння, працягваць развіваць навыкі разумення беларускай мовы,уменне  ўжываць словы-назвы акаляючых прадметаў (посуду,садавіны,гарадніны,прадметаў побыту),практыкаваць ва ўжыванні  новых слоў у розных фразавых канструкцыях,пашыраць лексічны запас, выхоўваць каштоўнасныя адносіны да багаццяў беларускай мовы, павагу да гісторыі і культуры роднай зямлі.

  ПРАВІЛА ВЫКАРЫСТАННЯ: 

Варыянт 1.Выхаванцу прапаноўваецца выбраць некалькі картак у адпаведнасці з гульнявым полем (кухня сучасная-кухня  старажытная, сад-агарод-поле),ён павінен замацаваць іх на поле,абгрунтаваць свой выбар у адпаведнасці з пастаўленнымі задачамі гульні, ён прамаўляе словы і ўтварае розныя сказы з імі, вызначае суадносіны прадметаў адзін да аднаго.

Варыянт 2.Выхаванец выбірае картку са стравай, вызначае, па яго меркаванню,у якім посудзе яе прыгатаваць(выбірае гульнявое поле), якія прадукты харчавання  неабходны для прыгатавання(выбірае некалькі картак)і вымаўляе назвы,вызначае неабходнасць менавіта гэтага прадукта..Праяўляе ініцыятыву ў “прыгатаванні” самастойных страў.

Варыянт 3.Выхавальнік дэманструе выхаванцу некалькі картак, на якіх намаляваны чатыры малюнкі, тры з іх падыходзяць па нейкай прымеце, іх можна назваць адным словам, а чацвёрты лішні. Які?Чаму?Растлумачце свой выбар.

АЎТАР: творчая група “Дзіцячага сада № 48 г.Віцебска ”

свернуть

«Актуальность использования белорусских народных праздников и обрядов в воспитании дошкольников»

Консультация для педагогических работников

«Актуальность использования белорусских народных праздников и обрядов в воспитании дошкольников»

       Одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники.Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Белорусские сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности. Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Коляды, Масленица и другие.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Уже в древнейших славянских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – нравственность, и ее надо прививать, ей необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание общественных норм, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.

Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства. В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Как говорил М.Г. Стельмахович современная система праздников – это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы дошкольного воспитания немаловажное значение имеет именно принцип дифференцированного подхода, позволяющий создать гибкую систему воздействия на детей. В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника по мнению являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения.

В целом можно выделить следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

К праздникам зимнего периода относятся: «Новы год», «Каляды», «Грамніцы», «Масленіца”.

Обычай празднования Нового года являлся для белорусского народа одним из самых значимых и празднуемых календарных праздников. В этот период с особенной силой разворачивались магические обряды урожайности, которые сопровождались песнями, танцами, забавами.

 

“Новы год” - первый праздник в календарном цикле празднований. Существовал необычно интересный и содержательный по своей идее новогодний ритуал, который направлен на добробыт семьи и сохранение взаимоотношений между ее членами. За 15 минут до окончания старого года вся семья садилась за праздничный стол, чтобы поблагодарить прошедший год и вместе с тем оставить в нем все сложные проблемы, беды, болезни. Старший в семье брал небольшую глиняную посуду, наполовину наполнял ее водой и ставил на средину стола. Все присутствующие за столом протягивали левую руку и минутку держали ее над водой. При этом каждый из присутствующих в мыслях отдавал воде то, что его первоначально неудовлетворяло в прошедшем году. Через минуту ритуальную посуду брали и со всеми бедами выливали в окно. Как только наступала полночь эта же посуда вновь оказывалась на столе, но теперь водой она была наполнена до краев. Теперь присутствующие протягивали правую руку, проговаривая про себя пожелания добра, здоровья, успехов, удачи, долголетия. Через минуту ритуальную чашу пускали по кругу в направлении по движению солнца и каждый выпивал свою “долю” пожеланий. 

“Каляды” - по старому стилю их празднование начиналось с 25 декабря по 6 января, при этом охватывая “Святое Васілле” - Новый год, с которым связано много традиционных ритуалов, песен, гаданий. Теперь же “каляды” продолжаются с 6 января по 19 января. По мнению автора книги приурочивание “каляд” к 25 декабрю более точное, потому что оно было связано с днем отражения солнца: после зимнего сна оно поворачивалось к лету, удлиняло день, несло тепло и оживляло новые надежды на улучшение добробыта и семейный достаток.

Приход “Каляд” ждали с нетерпением. Ими оканчивался четырех, а в некоторых местах и шестинедельный пост, во время которого придерживались множественных ограничений, запрещались игры молодежи. В колядных песнях пели:

А калядачкі, барджэй, барджэй,

А нам Піліпаўка надакучыла,

Усім жывоцікі перамучыла.

А ўжо ж жанеры зубы праслі

А каб калядачкі нядзель дзесятак,

А Піліпаўка адзін дзянек,

І каб адзін святы вечарок.

К празднику активно готовилась вся семья. Старательно убирались в доме, мылись в бане, нарядно одевались. Готовили ужин, который в зависимости от зажиточности людей мог быть из трех, пяти и более блюд. Ставили сельдь или другую рыбу с подсолнечным маслом, свои грибы, блины, овсяный кисель и обязательно кутью (куццю) - кашу с ячменя. Главное праздничное блюдо дало название всему ужину, который и назывался - Кутья (Куцця). Из-за своей торжественности и разнообразия блюд ее называли Большой (Вялікая Куцця). Известны и другие названия бедная или постная, так как все блюда готовились без животного жира. Всего на протяжении всех праздников было три кутьи. Приготовленную Кутью ставили до захода солнца на угол, под горшок ложили сено, а сверху накрывали хлебом. Пробовать ее во время готовки и после приготовления нельзя было. Ужин начинался с наступлением темноты, с появлением первой звезды.

Через неделю наступает щедрая кутья, которая сегодня выпадает как раз на ту разницу в календаре в тринадцать дней и празднуется в Старый Новый год. Будет щедрая кутья, потому что Новый год нужно праздновать только за щедро накрытым столом, в новой одежде, в кругу своей семьи.

Третья кутья сейчас попадает на православный праздник Крещения Господня с 18 на 19 января. Эта кутья тоже была постная, "водяная": например, в семьях пчеловодов считалось, что ничего, кроме воды, вообще есть нельзя, и чем больше воды выпьет семья в этот день, тем больше меда получит летом. Эти три кутьи и составляли праздник “Каляды”.

“Грамніцы”- в названии этого праздника слышится могучая сила весеннее-летнего состояния природы, но почему то празднуется этот праздник 2 февраля. Среди ученых существует не совсем подкрепленная фактами мысль, что название этого праздника берет свое начало из оного из главных язычницких богов - Громовника, причем уточняется «Перуна».

Что бы понять и раскрыть все смысловые оттенки праздничных обрядов, необходимо обратиться к всему комплексу устойчивых ритуалов этого дня. Обычно фольклористы широко используют известные поговорки: «Да Грамніц не скідай з рук рукавіц, а як прайшлі Грамніцы, то ўжо не трэба рукавіцы”, “На Грамніцы - паўзіміцы”, “Грамніца - хлебу палавіца”, “Калі на Грамніцы Певень нап'ецца вадзіцы, то на Юр'я пад'есць вол травіцы”.

Неслучайно это название праздника. Белорус-земледелец обращался за помощью к богам, которые оберегали и не причиняли вреда. Подтверждение этому можно найти в праздниках и обрядах где использовалось много шума, грома. [6]

Позже Громницы совпали с церковным праздником Сретенье Господне. Однако в народной традиции церковное «Стрэчанне» получило яркий дополнительный оттенок и стало восприниматься, как встреча зимы с весной:

А ў на сёння Стрэчанне, Стрэчанне,

Зіма з летам стрэлася, стрэлася.

Лета зіму піхнула, піхнула

І ножачку звіхнула, звіхнула.

Зіма пайшла плачучы,

Лета пайшло скачучы, скачучы.

В этот день в церкви или костеле освещали свечки. После освящения свечки назывались «грамнічнымi», они играли большую роль во многих обычаях и обрядах на протяжении года. После того как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала ее. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом делал то же самое с волосами всех членов семьи по старшинству. Считалось, это помогает от головной боли. После шли в хлев, делали то же со скотиной, крестили свечой пуни, гумно и прочее. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Это был обряд «агністага крыжавання». Сотворив такой обряд, свечу гасили и прятали, чтобы злые силы её не увидели. Считалось, что громничные свечи под притолокой хлева отгоняют ведьм от коров.

Громничная свечка хранилась за образами. Свеча в дальнейшем зажигалась, когда -- принимали новорожденного; -- при его крещении; -- при рождении телят, ягнят; -- при кончине человека; -- при разлуке с членом семьи; -- при грозе летом; -- при насыпке семенного хлеба весной и при засыпке в засеку первого обмолоченного хлеба; -- при первом выгоне скотины в поле; -- на кутью и Водокрещенье; -- при разговенье на коляды и Пасху; -- при предтрапезной молитве на Дзяды. С незажженной свечой начинали и оканчивали разную работу: пахоту, косьбу, жатву и т. д. Кусочки воска громничной свечи давали как лекарство от испуга, лихорадки. Обкуривали этим воском заболевшую скотину. Сплавы громничных свечек носили как амулеты на теле и даже давали как лекарство. Нужно отметить, что громничную свечку никогда никому не одалживали. На Громницы наблюдали за погодой: сильный мороз, например, означал быстрое таяние снегов на полях, резкое потепление - плохой урожай, а метелица - затяжную зиму. День Громниц -- не совсем обычен, это единственный день зимой, когда может приключиться гроза -- можно услышать гром и увидеть молнии.

Древние славяне отмечали праздник проводов зимы и встречи весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия на Руси христианства праздник этот сохранился и с ХVI в. стал называться Масленица.

Масленица была принята как религиозный праздник под названием "сырная" или "мясопустная неделя". Христианского переосмысления она не получила. Церковь стремилась искоренить Масленицу, но единственное в чём преуспела - сократила сроки её празднования.

Масленица - подвижный праздник, который отмечают на восьмой неделе до Пасхи, не ранее 25 января и не позднее 28 февраля (по церковному календарю). Её начало колеблется от 3 февраля (21 января по ст. стилю) до 14 марта (1 марта по ст. стилю). Масленица начинается за 56 дней до Пасхи.

Календарный рубеж - окончание зимы и начало весны, отмечаемый праздником Масленица у русских, украинцев, белорусов имеет аналогии у многих народов. Например, на зимних литовских карнавалах изображалась "война" зимы и весны. Со славянской и литовской Масленицей перекликается и грузинский праздник, и праздник монголо-язычных народов (цаган-сар).

В целом Масленица ХIХ в. представляла собой сложный комплекс, состоящий из элементов, разных по происхождению, времени и функции. Из них можно выделить следующие:

 

  1. Встреча Масленицы.
  2. Создание ритуального символа (чучела Масленицы).
  3. Проводы Масленицы.
  4. Уничтожение ритуального символа (похороны Масленицы).
  5. Катание с ледяных гор и на лошадях.
  6. Ритуальная трапеза.
  7. Поминание усопших.

Сопоставление масленичной обрядности у русских, украинцев и белорусов показывает, что основа её была общеславянская и даже общеевропейская. Одинаков был и аграрный характер праздника, отмечавшего переход от весны к лету.

Однако у каждого народа в ходе исторического развития выработался свой особый ритуал проведения Масленицы. Причём всё время наблюдалось и взаимодействие. Элементы древнего обряда сохранились и по-разному осмыслялись и трансформировались. Отдельные элементы украинской и белорусской обрядности близки к западнославянским, поэтому украинская и белорусская Масленица в известной степени является переходным звеном между русской и западнославянской. В то же время в русской Масленице есть черты, сходные с южнославянской, в частности - с болгарской (большая роль праздничных огней и др.).

Масленичная неделя, от понедельника до воскресенья, отмечалась шумно, весело: "Маслена неделю гуляет" или "Масленица семь дней гуляет". Издавна считали, что не "потешиться на широкую Масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить". По вечерам не работали, ходили друг к другу в гости: «вечары на Маслянiчным тыднi» завуцца «святымi вечарамi». Каждый день Масленицы имел свое название. Так, например понедельник “Встреча”. В этот день устраивались общие горы, качели, балаганы для скоморохов, столы с яствами. Начинали печь блины. Дети ладили утром соломенную куклу Масленицу, наряжали её. Масленицу возили на салазках в гору со словами:

 

"Приезжай ко мне Масленица!"

После этого дети сбегали с горы и говорили:

"Приехала Масленица!"

Касаточка, Масленица, ты с чем пришла?

С пышными блинами, да с ясным солнышком.

Во вторник были “Заигрыши” Гостей встречали и принимали у ворот.

С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горках, поесть блинов. Здесь братцы высматривали себе невест.

Сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Начинались ряженья.

Среду называли “Лакомкой” Тёщи приглашали своих зятьёв к блинам.

Для забавы любимого зятя тёща созывала всех родных. Угощение во всех домах блинами и другими яствами. В складчину варили пиво.

Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай.

В четверг гулянье шло полным ходом, этот день называли “Широкий разгуляй”. Катались по улицам, устраивали конские бега.

Творили кулачные бои. Собирались в назначенное время пить пиво и петь песни. Середина игр и веселья. Возили на санях мужика с вином и калачами или дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками.

Не житьё, а Масленица.

Не всё коту Масленица.

Масленица неделю гуляет.

В пятницу были “Тещины вечерки”. В этот день зятья угощали своих тёщ, иногда и всю родню. Зять обязан был с вечера пригласить тёщу лично.

Тёща (существовал такой обычай) обязана была прислать всё необходимое для печения блинов: сковородку, половник и пр. Тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой.

Зять на двор - пирог на стол.

У тёщи про зятя и ступа доит.

Придёт зять - где сметаны взять?

Был у тёщи, да рад утекши.

У тёщи зять - первый гость, а принят в дом - первый разбойник.

Нет черта в доме - прими зятя.

Зять в дом - и иконы вон.

В субботу были “Заловкины посиделки”. Молодая невестка приглашала к себе родню. Новобрачные одаривали тестя, тёщу, сватов, дружек за свадебные подарки. Кроме подарков приносились и пряники, испещрённые узорами и надписями:

"Кого люблю, того дарю",

"От милого подарок дороже золота",

"Чин чина почитай, а подарок не забывай",

"Милости просим нашей хлеба-соли".

Дети строили на речках, прудах и полях снежные городки с башнями и воротами. Затем ватага делилась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его. В воскресенье были проводы Масленицы, а также “Прощеное воскресенье”

Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом Предков. В преддверии Великого Поста стремились очиститься от всего греховного.

Ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Молились и поклонялись праху родных. Сжигали торжественно чучело Масленицы. Пепел рассеивали по полям, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходило вечером. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. На Масленицу девушки гадали о своих суженых.

В Прощённый день целовались, как на Пасху.

Масленица загорела, всему миру надоела!

Шла к нам по заулочкам, по закоулочкам...

Несла блинов чугуны, надорвала животы!

Блинов напекла, сама всё пожрала,

Хвост редьки дала, весело играла! [5. 71]

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Праздники были «не просто эмоциональной разрядкой» от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно «подготовкой» к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия... В центре календарных праздников -- «мотивы продолжения человеческого рода, плодородия земли, плодовитости скота, птиц».

Крестьяне, в большинстве своем даже в конце XIX в. плохо понимали причины явлений природы и смены времен года. Так, приход весны они объясняли прилетом птиц и, желая приблизить это время, обращались к жаворонкам, ласточкам с просьбой вернуться в родные края, подражали птичьему щебетанию, выпекали фигурки птиц. Земледельцы считали, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала (отсюда, возможно, «страда»), рожая хлеб, лен (отсюда «урожай»).

Крестьянин был уверен, что особой силой воздействия на природу обладает слово. Поэтому в обрядовых текстах можно найти много повелительных обращений: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!», «Жаворонки, летите, весну-красну принесите!». Соединенное с музыкой и пением, слово приобретало еще большую силу. Отсюда в обрядовых действиях так много песен, музыки, ритмических плясок.

С магией слова были связаны и обрядовые песни; описывая изобилие, довольство, они призывали их в реальную жизнь. В песнях-пожеланиях, величаниях воспевались неправдоподобное благополучие, идеальные семейные отношения. С такими пожеланиями обходили дворы колядовщики на Святки и во время Масленицы, первого выгона скота. Выполняющие такой обход выступали не скромными просителями, а коллективом людей, магический обряд которых должен был вызвать желаемое в будущем. Поэтому ватага колядовщиков просила не смиренно и покорно, а требовала угощения. Вот какова роль народных праздников, именно они нам передают быт и традиции наших предков.

свернуть

Самоанализ занятия

Самоанализ занятия

  1. Соответствие поставленных на занятии задач.

Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей …(старшего) дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (конкретно); развивающей (конкретно); и воспитательной (конкретно).

  1. Создание условий для проведения занятия.

Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему… (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались … . С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).

  1. Соответствие структуры занятия его задачам.

Структура занятия соответствовала его задачам. Как реализовывалась обучающая задача? На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей. Ассоциативное мышление развивалось в игре … . Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовало использование … . Воспитательная задача решалась … .

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода.

Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия и т.д.).

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности (каких именно). Благоприятному эмоциональному климату способствовали … . Выполнению требований безопасности способствовало … .

При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.

  1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: конкретно как была организована работа (какие приемы использовались) с детьми, имеющими холерический темперамент, детьми-флегматиками, детьми-меланхоликами, неуверенными в себе, застенчивыми детьми. Отмечается использование индивидуальных заданий (чему это способствовало), дифференцированных заданий (по какому принципу были подобраны, чему это способствовало).

  1. Использование разнообразных форм организации воспитанников на занятии.

На занятии предусмотрены (формы организации детей), каким образом эти формы реализовывались и чему способствовали.

Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.

  1. Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач.

На занятии были использованы … методы, что способствовало … . Для активизации мышления использовались … .

В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: … .

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в … .

  1. Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми (конкретно как она реализовывалась).

  1. Анализ деятельности воспитанников на занятии.

Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.

 

ОБРАЗЕЦ ПРОВЕДЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

  1. Соответствие поставленных на занятии задач.

Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (уточнять и систематизировать представления о зиме, о жизни животных зимой); развивающей (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бумаги) и воспитательной (воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период).

  1. Создание условий для проведения занятия.

Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий (мяч, картинки с изображением различных животных и птиц, различные предметы для игры «Теремок», карандаши, бумага). Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему «Зима» (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались учебно-наглядные пособия серии «Умней-ка», «Мои первые уроки», «Экологическая мозаика» А.А. Петрикевич, «Мир вокруг меня» Д.Н. Дубининой. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).

  1. Соответствие структуры занятия его задачам.

Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систе­матизировались представления о сезонных изменениях в неживой природе, живой природе, жизни людей. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: во время чтения стихотворения — смена интонации голоса; во время проведения игр «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в по­рядке очерёдности, а выборочно. Ассоциативное мышление развивалось в игре «Теремок», упражнении «Умный карандаш», на физкультминутке. Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовала игра «Закончи предложение», ориентированию на листе бумаги — упражнение «Умный карандаш». Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия.

  1. Реализация здоровьесберегающего подхода.

Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов); при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия они сидели на ковре, в играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение» стояли в кругу, в игре «Угадай-ка» сидели за столами, при решении проблемных вопросов стояли на ковре, во время физкультминутки постоянно меняли позу, в игре «Теремок» последовательно переходили с одного места на другое и т.д.

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, познавательная и другие. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

Расположение карандашей в специально предусмотренных контейнерах позволило выполнить правила безопасности во время проведения упражнения «Умный карандаш».

При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.

  1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол).

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности. При подборе картинок к игре «Угадай-ка», предложений в игре «Закончи предложение» были дифференцированы задания для детей с учётом уровня их развития.

  1. Использование разнообразных форм органи­зации воспитанников на занятии.

На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей.

В играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», «Теремок», упражнении «Умный карандаш» стимулировалась активность каждого ребёнка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. При прочтении стихотворения, решении проблемных вопросов стимулировалась активность всех детей одновременно. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.

  1. Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач.

На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Игровые методы позволили уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса.

Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов.

Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.

В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово.

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством дифференциации задания), в обеспечении выбора материала в игре «Теремок», изображения в игре «Умный карандаш», права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия

  1. Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребёнка, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей.

У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника, устанавливать контакты в совместной деятельности.

  1. Анализ деятельности воспитанников на занятии.

Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя.

свернуть