Особенности организации игры детей в семье
Игра… Нет другой более любимой деятельности для детей дошкольного возраста. И все-таки действительно ли игра так важна ребенку, действительно ли он нуждается в ней? Он не нуждается, он просто в ней живет и выражает себя в ней. У всех народов, во все времена…. Недаром даже в ООН провозгласили одним из прав ребенка – право на игру. Игра обычно нужна ребенку как воздух или пища. Игра – среда общения ребенка не только со взрослыми, а главное – с его сверстниками. Игра – второй язык ребенка, а процесс игры – источник радости малыша.
Для игровой деятельности детей дошкольного возраста необходима игрушка, которая помогает им организовать игровое пространство. В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек как отечественного, так и зарубежного производства необходимо уметь ориентироваться в них, то есть понимать, что они могут дать для развития и воспитания ребенка.
Уважаемые родители! Следует учитывать следующее:
- детям следует приобретать игрушки хорошего качества. Избыток игрушек – скорее недостаток, чем благо;
- чем лучше игрушка, тем проще она по дизайну и по действию;
- лучшая игрушка – это та, которую родители сделали сами (жука, черепаху, волшебный цветок и т.д.);
- возможность с помощью игрушки освоить действие, развивающее ребенка в соответствии с задачами возраста;
- соответствие игрушки потребностям и интересам ребенка;
- многофункциональность игрушки (девочка, сумка, машина, собака);
- важен для игрушки размер, цвет, пропорции (по возможностям ребенка и интересам);
- эстетическая ценность игрушки.
Игры, игровые упражнения, которые можно проводить с детьми в домашних условиях:
- Игра «Сложи картинку». Детям дается разрезанная на 4 части сюжетная картинка. Нужно сложить картинку и назвать её.
- Игра «Обведи и раскрась». Детям необходимо соединить точки, получить предмет и раскрасить картинку.
- Игра «Логические концовки». Папа или мама произносят начало предложения, ребенок придумывает окончание
- лимон кислый, а сахар …. (сладкий);
- ходит ногами, а бросаем ….. (руками);
- если два больше одного, то один ….. (меньше двух).
- Игра «Найди такую же». Взрослый показывает картинку с изображением птицы, ребенок такую же картинку находит на столе, называет её.
- Игра «Повтори». Сережа на прогулке внимательно считал предметы. Ты же внимательно послушай и постарайся запомнить и повторить: 5 берез, 4 елки, 3 скамейки, 2 стола.
- Игра «Ответь правильно». Взрослый показывает картинку. Ребенок должен сказать, что на картинке живое – неживое? Съедобное – несъедобное? Высокое – низкое? Длинное – короткое? и т.д.
При организации игровой деятельности учитывайте следующие моменты:
- резким окриком не пытайтесь прервать игру малыша, а лучше дайте время убрать игрушки и приостановить игру. Позже найдите способ, чтобы продолжить игру, иначе Вы «убьёте» и волшебство, и вдохновение, и игру;
- Никогда не забывайте, что игра – очень важная ступенька для развития ребенка, а фантазия в ней – предшественник творчества. Если ребенок играет самостоятельно, не вносите свои коррективы в игру без надобности, не докучайте советами.
- Не волнуйтесь, когда Ваш малыш изо дня в день, как робот, играет в одну и ту же игру. Это не признак задержки развития. Он еще просто несовершенный сценарист и режиссер, он не имеет опыта жизни. Либо в этом другая причина: образ роли оказался настолько эмоциональным для него, что он не хочет расстаться с ним.
- Нет повода для беспокойства, если Ваш малыш, играя, придумывает для себя не существующего рядом партнера. Это проявление фантазии малыша.
- Если Ваш ребенок не освоил правила игры, помогите ему. Не умеющий играть ребенок – обуза для общества сверстников, отвергающих его. А это – травма для ребенка.
- Возьмите себе на заметку, если Ваш малыш не хочет ходить в детский сад и он не любит прогулку, Вам надо присмотреться, как он играет среди ровесников. В детском возрасте игра – критерий отношения детей друг к другу.
- Если Ваш ребенок не играет со сверстниками в связи с тем, что он «кумир семьи», считая, что другие дети не могут также хорошо играть, как он. Этим Вы помогаете ему завышать собственную самооценку.
Запреты играть с другими малышами – нежелательные действия со стороны родителей. Этим самым взрослые лишают детства своего ребенка. Родителям надо не запрещать, а, наоборот, помогать ему стать играющим.
Уважаемые родители! Помните, что как есть возраст любви, так есть и возраст игры. Поэтому нужно учить детей играть, так как именно игры воспитывают в детях настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, то есть все то, что нужно для успешного развития Ваших детей.