Совместное экспериментирование детей и взрослых

Совместное экспериментирование детей и взрослых

         Интересным, полезным и занимательным для детей занятием является экспериментирование. Посредством детского экспериментирования ребята познают окружающий мир и себя, свои возможности и способности.

         При проведении экспериментирования, уважаемые мамы и папы, нужно учесть следующее:

- в процессе экспериментирования ребенок познает не только окружающие его предметы, но и как управлять своим движением, чтобы мячик полетел вперед, а не в сторону; как действовать, чтобы подпрыгнуть  и сохранить равновесие, а вы, уважаемые взрослые, наглядно видите, как помочь ребенку в его развитии;

-  в процессе экспериментирования наиболее активно проявляется и развивается собственная инициатива детей;

-  в экспериментировании наиболее органично взаимодействуют и развиваются такие психические процессы как восприятие, память, мышление, воображение;

- экспериментирование является стержнем развития детского творчества;

- в процессе экспериментирования ребята получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, пытливость, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом родитель – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность;

При осуществлении экспериментирования следует соблюдать технику безопасности.

Предлагаем вам серию опытов с водой, песком и другими предметами, которые вы вместе с детьми можете провести:

- вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Покажите это, налив её в сосуд разной формы. Вспомните с ребенком, где и как разливаются лужи;

- вода не имеет вкуса. Спросите перед опытом, какого вкуса вода. После этого дайте ребенку попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль, в другой – сахар, размешайте и дайте попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода?

- вода не имеет запаха. Спросите у ребенка, чем пахнет вода? Вместе с детьми понюхайте воду с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь, чем пахнет вода?

- вода не имеет цвета. Попросите ребенка положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились, и сказать какого цвета вода теперь?

- вода имеет силу. Понаблюдайте с детьми за тем, как вращается вертушка. Вертушку поместите над ёмкостью и лейте на неё воду. Она начинает вращаться: вода попадает на лопасти, которые сделаны под углом, и толкает их. У воды есть сила и т.д.

- песчаный конус. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он подал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если продолжительное время сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка похоже на течение ручейка, значит, можно сделать вывод, что песок двигается.

- свойства мокрого песка. Уважаемые родители! Обратите внимание детей на то, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладоней, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. Из мокрого и влажного песка можно лепить угощение и сооружения.

- характер ветра. Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать характер различных видов ветров: мягкий, нежный, буйный, шаловливый и т.д.

- проверим, есть ли воздух в пустой бутылке? Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку. Этот опыт покажет, так ли она пуста, как кажется. Опустим бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрим, что будет с водой. Из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Все пустые бутылки заполнены воздухом.

- воздух вокруг нас.  Есть ли воздух вокруг? Узнать это очень просто. Помашите вместе с ребенком листом картона у своего лица. Картонка заставит воздух двигаться, и вы ощутите его дуновение на своей щеке.

- опыты с бумагой. Рассмотрите виды бумаги, спросите у детей основные свойства бумаги: рвется, режется, мнется. Уточните, чем отличается каждый вид друг от друга. Дети проверяют на практике свойства бумаги. Рассказать, какой вид бумаги лучше мнется, режется, быстрее намокает.

- опыт: могут ли живые существа жить в земле? Обсудите с ребенком, что нужно  для жизни растений и других живых существ. В земле (воздух, вода, тепло). Предложите проверить, есть ли в земле воздух: кусочек почвы опустить в банку с водой – выделяются пузырьки; нагреть кусочек почвы, держа стекло вверху – стекло запотевает, значит в почве есть тепло. Делаем вывод, что в земле есть воздух, тепло, вода – всё необходимое для жизни.

- опыт: почему всё падает на землю? Дети вместе со взрослыми подбрасывают разные предметы (перышки, металлические шарики, деревянные пластинки, комочки бумаги и т.д.) вверх, наблюдают за их движением и падением, отмечают разную быстроту падения и делают вывод, что Земля обладает силой притяжения.

Уважаемые родители! Совместное экспериментирование способствует сплочению мам и пап с детьми; развитию познавательных способностей детей, расширению представлений об окружающем мире.