Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению.

Рекомендации родителям

по подготовке детей

к школьному обучению

 

Не за горами то время, когда Ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли он к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли познавать новое, умеет ли слушать взрослого, проявляет или усилия при выполнении заданий, придерживается ли установленных правил? Думаю, эти вопросы волнуют каждого любящего родителя. А что делать, если ребенок не знает, не умеет, не может? Предлагаю Вашему вниманию несколько рекомендаций, которые помогут Вам в интересной игровой форме подготовить ребенка к школьному обучению. Занимаясь с ребенком, идите от простого к сложному, помните золотое правило «Повторение – мать учения» (минимум 5 раз нужно поиграть с ребенком в одну и ту же игру, чтоб он полностью усвоил правила и понял содержание игры). Итак, с чего же начать?

1.Помогите ребенку выучить его анкетные данные: фамилию, имя, отчество (Ф. И. О, дату рождения; Ф. И. О. мамы и папы, братьев и сестер, где и кем работают родители; домашний адрес, телефон.

2. Особое внимание уделяйте развитию восприятия окружающего мира, наблюдательности; целостного восприятия (игра «Танграм» - учите собирать картинки из геометрических фигур; разрезные картинки (10-12 частей, мозаику и конструктор по схеме, по образцу, по показу. Играйте в «Чудесный мешочек» - эта игра направлена на развитие целостного восприятия предмета, образной памяти, тактильных ощущений).

Впереди долгожданное лето – рассматривайте с детьми всё, что будет в поле зрения (деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и грузовые машины, автобусы, камни, ветки и т. д. Обращайте внимание на природные явления: дождь, град, радугу, штормовой ветер) и анализируйте, сравнивайте, находите сходство и отличие и т. д. Здесь хочется напомнить еще об одном правиле воспитания: «Ребенка учат не слова, а поступки родителей». Если Вы, гуляя по лесу или парку, обратите внимание на березу, тополь или осину, расскажите ребенку об их особенностях, сходстве и различиях, то спустя какое-то время ребенок так же порадует вас своими познаниями. Если же Вы пройдете молча мимо предметов познания, то и ребенок ничего не сможет Вам рассказать. Основная задача - помочь ребенку понять окружающий его предметный мир, осознать, что каждый предмет и каждое явление имеет свое правильно название и предназначение.

3.Развивайте наглядно-действенное и логическое мышление: учите анализировать картинку, ситуацию; учите рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи (что было сначала, что потом, а что будет, если, а как бы ты поступил? - ситуации из жизни, из книг). Будьте образцом для своего ребенка – давайте полные ответы на его вопросы. Учите составлять рассказ (по одной картинке, по серии картинок). Ребенок должен уметь дать название рассказу и достаточно полно отразить сюжет картинки, пользуясь при этом распространенными предложениями. Рассказ должен состоять как минимум из 7 предложений.

4.Развивайте восприятие пространства (влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад, и т. д.); счет на сложение и вычитание в пределах 10 (например: 3+2-1+3-2=). Учите решать задачки, например: на клумбе росло 3 тюльпана и 2 нарцисса. Сколько всего цветов росло на клумбе? Один тюльпан сорвали. Сколько цветов осталось? Помогите ребенку записать решение (3+2=5; 5-1= 4) .

5. Развивайте фонематический слух, учите проводить звуко-буквенный анализ слов; составлять слова из определенного набора букв, например: Р О М А Ш К А – Рома, Маша, каша, рак, кора и т. д. Учите читать. Не торопите ребенка - добивайтесь полного понимания прочитанного слова, предложения, текста. Пусть лучше ребенок прочитает одно слово, но будет понимать его значение, чем прочитает бегло текст и при этом не сможет сказать, о чем он прочитал.

6. Играйте в дидактические игры (специальные упражнения) направленные на устойчивость и концентрацию внимания, например: «Да и Нет, не говорите и Цвета не называйте! ». Развивайте и тренируйте слуховую память через ежедневное чтение книг, заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок и чистоговорок. Пробуйте играть в более сложные игры, например игры с цифрами. Эти игры сложны тем, что в голове у ребенка «не рисуется» образ знакомого предмета, поэтому и запоминать сложнее. Вы называете ряд цифр (3-8-1; 2-4-6-8 и т. д., а ребенок их повторяет. Далее идет еще одно усложнение: вы говорите ряд цифр, а ребенок проговаривает их в обратном порядке. Например: вы говорите 2-8 (3-5-2, 2-4-3-5, а ребенок повторяет эти цифры в обратном порядке - 8-2 (2-5-3, 5-3-4-2).

7. Занимайтесь продуктивной деятельностью (лепка, рисование, аппликация, мозаика, конструирование – по образцу, схеме, по показу). Раз мы говорим о подготовке к школе, необходимо помочь ребенку понять принцип «подражания образцу». Школьнику нужно переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать точно так, так показано в книге. Некоторым младшим школьникам эти задания даются с большим трудом, а всё потому, что ребенок не умеет подражать. Поэтому, уважаемые родители, регулярно планируйте продуктивную деятельность своего ребенка, учите доводить начатое дело до конца. А главное – радуйтесь успехам своего ребенка, даже самым маленьким.

8. Развивайте воображение в словесном и продуктивном творчестве. Придумывайте вместе с детьми интересные описательные загадки по картинке, игрушке, по памяти; рассказы и сказки по заданной теме («Я дома», «В гости к бабушке», «День рождения», «Любимый мяч», «Хитрая лиса» и т. д., по первому предложению («Я начну, а ты продолжи… »). Рекомендую всё записывать и перечитывать – это расширяет кругозор ребенка, способствует развитию памяти, восприятию прозы и поэзии.

Для развития воображения в продуктивном творчестве ничего специально готовить не надо. Вы можете использовать любой бросовый материал (коробочки, палочки, салфетки, нитки, вату, поролон, пуговицы, листву и пр.). Многие родители скажут: «Мусор», а это - бесценный материал для творчества! Помогите своему ребенку увидеть в кривой ветке «балерину», в коробке – «автобус», в кусочке ваты – «пушистые облака»…

Когда хочется тишины и чистоты, предложите ребенку упражнение «Волшебная фигура» (вы предлагаете ребенку лист с нарисованной фигурой: круг, квадрат, треугольник, точка, волнистая линия и т. д. и предлагаете ему дорисовать ее так, чтоб получился настоящий предмет) .

9. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. К сожалению, далеко не все дети правильно мотивированы: одни идут в школу, потому что там у них будет много друзей, других ребят привлекает яркий рюкзак и школьные принадлежности, третьи уверенны, что будут учиться только на десятки. А теперь задумайтесь, уважаемые родители, что будет, если Ваш ребенок не сможет подружиться, быстро потеряет интерес к школьным принадлежностям, не сможет быть успешным в учебе? У ребенка начнутся психосоматические проблемы со здоровьем (плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость, появится устойчивое нежелание ходить в школу. Ваша задача – настроить ребенка на предстоящую учебную деятельность. Рассказывайте ребенку интересные случаи из Вашей школьной жизни, при разговоре с ребенком, ссылайтесь на школьные предметы, с чувством благодарности и гордости рассказывайте про своих школьных учителей. Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд – познание нового и интересного.

10. Формируйте у ребенка адекватную самооценку - хвалите его за правильно выполненное поручение, благодарите за оказанную вам помощь, поддерживайте его инициативы, никогда не делайте за него то, что он уже может сделать сам. Искренне общайтесь с ребенком, не сравнивайте его лично (его работы) с другими детьми, помогите ему быть успешным во многих сферах деятельности (как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху).

И самое главное - радуйтесь каждой возможности совместного времяпрепровождения, идите к большому успеху маленькими шажками – это поможет Вам лучше понять Вашего ребенка, подружиться с ним, осознать его истинные возможности и способности.