Проектная деятельность

Календарный план творческой деятельности по теме: «Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста» на 2023/2024 учебный год

Календарный план творческой деятельности по теме:

«Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста»  на 2023/2024 учебный год

№ п/п

Содержание  инновационной деятельности, система мер и мероприятий

Сроки

Ответственный

1

2

3

4

1.

Проведение педагогического совета, рассмотрение вопроса

«Основные направления работы по реализации творческого проекта: «Биоэнергопластика как  средство развития речи детей дошкольного возраста»

Август 2023г.

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности

2.

Издание приказа об инновационной деятельности (состав творческой группы, функциональные обязанности)

Сентябрь 2023г.

М.В.Мякишева,

заведующий

 

3.

Индивидуальное консультирование  педагогических работников  по тематике инновационной деятельности по запросам.

В течении года

 Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности, Старовойтова Т.П., педагог-психолог.

4.

Оформление выставки картотек по развитию речи на  консультации для педагогических работников: «Использование артикуляционных гимнастик в процессе специально организованной деятельности с воспитанниками».

Октябрь 2023 г.

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности, учителя – дефектологи Куковская И.И., Черенко Д.Д.

 5.

Открытые просмотры занятий в рамках реализации творческого проекта  «Путешествие по сказкам» и др.

Ноябрь – декабрь 2023

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности, учителя – дефектологи

Куковская И.И., Черенко Д.Д., воспитатели дошкольного образования

6.

Информирование родителей (законных представителей) о ходе реализации  проекта

 

 

в течение года

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования

7.

Проведение семинара – практикума для законных представителей «Биоэнергопластика – развитие артикуляции и речи. Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Декабрь 2023г.

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели дошкольного образования, учителя – дефектологи

Куковская И.И., Черенко Д.Д.

8.

 

Проведение мастер - класса с участниками творческого проекта по обмену опытом «Волшебные сказки и упражнения для рук и язычка, использование перчаточных персонажей Чупы и Чупса» по теме творческого проекта.

Январь

2024г.

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности,

воспитатели дошкольного образования, учителя – дефектологи

Куковская И.И., Черенко Д.Д.

9.

 

Оформление папок – передвижек, разработка памяток, брошюр для законных представителей с практическим и дидактическим материалом  «Делаем правильно, делаем по – разному…»

Февраль 2024г.

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности,

члены творческой группы

10.

 

 

Консультация для педагогических работников «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами современных технологий».

Март 2024г.

Зеленкевич А.Ф.,

заместитель заведующего по основной деятельности

11.

 

 

 

 

 

Мастер – класс для законных представителей «Развитие речи детей дошкольного возраста  с использованием биоэнергопластики, изготовление перчаточных персонажей Чупы и Чупса.»

Март 2024г.

 

 

 

 

 

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности,

учителя – дефектологи

Куковская И.И., Черенко Д.Д., воспитатели дошкольного образования

 

12.

Создание тематических мультимедийных презентаций

«Веселые упражнения для совершенствования развития речи вместе с Чупой и Чупсом»

Март – апрель 2024г.

Члены творческой группы

13.

Консультация учителя – дефектолога для педагогических работников «Использование биоэнергопластики в коррекционной работе учителя - дефектолога».

Апрель 2024г.

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности,

учителя – дефектологи

Куковская И.И., Черенко Д.Д.

14.

Консультации для участников проекта  по подготовке промежуточных отчётов

Апрель 2024г.

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности

15.

Подготовка промежуточного отчета по результатам работы творческого проекта за 2023/2024учебный год

Апрель 2024г.

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности

16.

Размещение на сайте учреждения дошкольного образования информации  о результатах  реализации творческого проекта.

В течение года

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности

17.

Промежуточная диагностика и самодиагностика педагогических работников, обработка и анализ полученных результатов

Май 2024г.

Члены творческой группы,

педагог-психолог Старовойтова Т.П.

18.

Подведение итогов работы по проекту, рассмотрение на педагогическом совете вопроса

«О результатах реализации творческого проекта: «Биоэнергопластика  как средство развития речи детей дошкольного возраста» за 2023/2024 учебный год»

Май 2024г.

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности

19.

Составление календарного плана работы инновационного проекта на 2024/2025 учебный год.

Май

2024г.

Зеленкевич А.Ф., заместитель заведующего по основной деятельности

свернуть

Творческий проект "Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

   Главное управление по образованию

Витебского областного исполнительного комитета

Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска

Государственное учреждение образования «Детский сад № 48 г. Витебска»

 

Творческий проект

«Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Сроки реализации: 2022/2025 годы

АКТУАЛЬНОСТИ  ТЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

     Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются и формируются в раннем и дошкольном возрасте. Однако, по наблюдениям современных педагогов: воспитателей дошкольного образования, психологов и логопедов на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, аграмматизмы, простые, невыразительные предложения.

     Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Система дошкольного образования в Республике Беларусь динамично развивается благодаря своевременному решению актуальных задач на государственном уровне. Перед системой образования стоит задача формирования и воспитания разносторонне развитой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой и здоровой личности. На современном этапе развития системы дошкольного образования особую актуальность приобретает внедрение экспериментальной и инновационной деятельности в педагогическую практику.

   Чтобы деятельность, организуемая педагогическими работниками, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса развития речи детей дошкольного возраста посредством использования новых современных технологий и повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

     Исследования ученых (М. М. Кольцовой, Е.И.Исениной, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга воспитанника, связь интеллектуального и речевого развития со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что воспитанник, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Биоэнергопластика как здоровьесберегающая технология позволяет ускорить эти процессы, провести воспитанника через них экологично и мягко, синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

      Главный принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики.

     «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

      По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

      Актуальность и целесообразность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками объясняется тем, что:

- новая технология открывает новые возможности; современная практика работы с дошкольниками характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога и облегчить коррекционный процесс для воспитанника;

- биоэнергопластика носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений, мелкую и общую моторику, развивает артикуляционный аппарат, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы, кинестетическое чувство.

- биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору- зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в процессе речевой деятельности воспитанники не видят своей артикуляции.

      Использование данного метода ускорит исправление нарушение звуковой культуры речи у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

      Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, фонематических процессов, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями. По результатам ряда исследований применение биоэнергопластики дает устойчивую положительную динамику в долговременной перспективе.

      Использование  биоэнергопластики   способствует повышению работоспособности ребёнка,  активизации  познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной  деятельности.  

      Таким образом, применение технологии биоэнергопластики с детьми дошкольного возраста позволяет сделать  систему работы педагогического работника  более продуктивной, открывает новые творческие возможности в коррекционной работе для воспитанника и педагога.

       Биоэнергопластика гармонично сочетая в себе элементы базовых систем: артикуляционной гимнастики и развития пальцевой моторики, формирует кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизирует работу коры головного мозга, что является основой развития речи детей дошкольного возраста.

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

  Цель: создание эффективной системы организации работы по внедрению биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

  Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах развития речи детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики.

2.Создать модель активного взаимодействия специалистов учреждения дошкольного образования в процессе организации работы по реализации проекта.

2.Изучить понятие «биоэнергопластика», обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

3.Развивать у воспитанников познавательный интерес, наблюдательность, исследовательский подход в процессе реализации творческого проекта.

4.Разработать методическое сопровождение для создание эффективной системы организации работы по внедрению биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

5.Оптимизировать педагогические условия для эффективного внедрения системы работы по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием биоэнергопластики.

6.Определить эффективные формы и методы работы с законными представителями воспитанников по внедрению биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

7.Проанализировать результативность и обобщить опыт по созданию эффективной системы организации работы по внедрению биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Создана и внедрена система работы по использованию  биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Оптимизирован комплекс ресурсных условий для эффективного внедрения системы работы по использованию  биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

     Повышены профессиональные компетенции педагогических работников в вопросах развития речи детей дошкольного возраста с использованием технологии биоэнергопластики.

   Определены эффективные формы и методы взаимодействия  с семьями воспитанников (законными представителями) по вопросам речевого развития. Разработано методическое сопровождение, обобщен опыт работы по развитию речи с использованием технологии биоэнергопластики.

 Применение артикуляционной гимнастики с использованием метода биоэнергопластики будет способствовать привлечению интереса воспитанников к выполнению упражнений, что значительно увеличит эффективность артикуляционной гимнастики, благоприятно отразится на общем состоянии воспитанника  в процессе развития артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствовании координации движений, развитии памяти, внимания, мышления.

     Использование данного метода, при целевом подходе, ускорит исправление звукопроизношения у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усилит импульсы, идущие от языка к коре головного мозга. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованности  деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

  При использовании метода биоэнергопластики будут задействованы различные анализаторы воспитанников (зрительный, слуховой, кинестетический), что приведет к более эффективному развитию высших психических функций.

  Полученные материалы могут быть использованы учителями-дефектологами специальных и интегрированных групп, пунктов коррекционно-педагогической помощи, воспитателями дошкольного образования, музыкальными руководителями,  другими педагогическими работниками системы дошкольного образования.

    В результате проделанной работы законные представители воспитанников активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные представления  и материалы.

  Повысится  педагогическая компетентность законных представителей  в вопросах речевого развития  с использованием биоэнергопластики.

свернуть