Школа молодого воспитателя

3 февраля 2016 года

на базе ГУО "Детский сад № 48 г. Витебска"

прошло МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»

на тему: «Развитие интеллектуальной активности детей средней группы посредством познавательной практической деятельности»

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:

углубить и активизировать теоретические знания воспитателей учреждений дошкольного образования  о методах и приемах развития интеллектуальной активности дошкольников, а также повысить их уровень профессиональной компетентности в области организации познавательной практической деятельности детей.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

8.45 – 9.00. Встреча и регистрация участников

9.00 – 9.05. Открытие методического объединения

Заместитель заведующего по основной деятельности УДО № 48 Чаплева Т.И.

9.05 – 9.15. Визитная карточка ГУО «Детский сад № 48 г. Витебска»

Заведующий УДО № 48 Мякишева М.В.

9.15 – 9.25. Игра на знакомство «Узнаем друг друга поближе»

Педагог-психолог УДО № 48 Сердюкова Н.А.

9.25 – 9.35. Проблемное поле. Актуальность темы.

Заместитель заведующего по основной деятельности УДО № 48 Чаплева Т.И.

9.35 – 10.05. Просмотр открытого занятия «Лаборатория маленьких экспериментаторов»

Воспитатель первой категории УДО № 48 Игнатович Л.П.

10.05 – 11.35. Педагогический брейн-ринг

Заместитель заведующего по основной деятельности УДО № 48 Чаплева Т.И.

10.05 – 10. 25. «Разминка»

10.25 – 10.45. Раунд 1. «Педагогический словарь»

10.45 – 10.55. Интеллектуальная пауза «Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальной активности дошкольников в процессе познавательной практической деятельности»

Воспитатель высшей категории УДО № 48 Нагорная М.В.

10.55 – 11.05. Раунд 2. «Педагогическая копилка»

11.05 – 11.10. Видео-пауза. Электронная презентация дидактического пособия по детскому экспериментированию.

11.10 – 11.15. Музыкальная минутка.

Выступление детей старшей группы.

11.15 –11.30. Раунд 3. «Экспериментальный поединок»

11.30 – 11.35. Подведение итогов брейн-ринга.

11.35. – 11. 50. Рефлексия. Подведение итогов. Игра «Мешочек ассоциаций»

Заместитель заведующего по основной деятельности УДО № 48 Чаплева Т.И.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«Развитие интеллектуальной активности

детей средней группы посредством познавательной

практической деятельности»

Активность (лат. activus) в переводе с латинского означает усиленную деятельность, деятельное состояние.

Применительно к образовательной практике дошкольного учреждения активность – это качество личности, обусловленное внутренней познавательной потребностью ребенка в эффективном освоении окружающей действительности с помощью разных видов деятельности.

Активность ребенка выражена в его действиях. Ученые определяют три вида активности: познавательную, умственную  и интеллектуальную.

Первоначальным видом активности является познавательная активность, которая близка к понятиям любознательности и любопытства. Умственная активность уже предполагает проникновение ребенка в сущность изучаемых явлений и является основой для развития более сложного вида мыслительной активности – интеллектуальной.

Интеллектуальная активность – это универсальное (интегративное) качество личности, которое характеризуется познавательными мотивами, проявляющимися в различных областях знаний и мыслительной деятельности, обеспечивающее достижение поставленной цели в изменяющихся (неопределенных) условиях ее протекания.

Результатом развития интеллектуальной активности является сформированность устойчивого познавательного интереса к окружающему миру, который проявляется в творческой деятельности.

В соответствии с личностным подходом в структуре интеллектуальной активности выделяются: мотивационный, когнитивный и практический компоненты.

Мотивационный компонент содержит интерес и стремление дошкольника к включению в творческую деятельность, эмоционально-положительное отношение к творчеству.

Когнитивный компонент включает зоны устойчивых, стабильных знаний и зоны догадок, «полузнаний» в пределах образовательной программы и вне нее.

Практический компонент включает интеллектуальные умения, воображение, самостоятельность и настойчивость в осуществлении творческой деятельности.

Интеллектуальная активность проявляется и формируется в творческой деятельности. Наиболее благоприятные условия для формирования интеллектуальной активности у дошкольников создает эвристическая деятельность.

Эвристическая деятельностьтворческая деятельность, в большей или меньшей степени организованная педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя окружающего мира.

Принципы организации эвристической деятельности дошкольников:

- Принцип личностного целеполагания ребенка. Он предусматривает необходимость осознания целей обучения как ребенком, так и педагогом.

- Принцип самодеятельности и сотрудничества. Этот принцип указывает на необходимость оптимального соотношения активности педагога и ребенка, которая предполагает, что на начальных этапах эвристической деятельности роль взрослого более значима, по мере овладения детьми определенными навыками он уступает место активности детей.

- Принцип продуктивности обучения. В процессе создания внешних продуктов у ребенка происходит развитие навыков и способностей, личностных качеств.

- Принцип развивающего дискомфорта (или принцип преодолимых препятствий) ориентирует на организацию эвристической деятельности детей в зоне их ближайшего развития.

- Принцип последовательного усложнения заданий. Преподнесение детям содержания игр-заданий путем постепенного перехода от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

- Принцип эмоционального комфорта реализуется через особое отношение педагога к детям, основанное на вере в их силы и возможности, и на безусловном принятии каждого ребенка, уважении его потребностей, интересов, мнений.

- Принцип рефлексии деятельности. В процессе рефлексии ребенок осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в этой деятельности, что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

Методы обучения: игровые; практические; наглядные; словесные.

Методы и приемы развития интеллектуальной активности

детей дошкольного возраста:

-Экспериментированиеэто метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком, путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей.

- Беседадиалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники.

- Эвристическая беседа вид беседы, построенный таким образом, чтобы с помощью наводящих вопросов проблемного характера подвести детей к их собственным открытиям.

- Моделированиенаглядно-практический метод обучения, предполагающий создание специальных моделей, которые в наглядной форе воспроизводят скрытые свойства и связи окружающих объектов.

- Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально создаваемая педагогом в целях обучения и воспитания детей

- Сюжетно-дидактическая игра – тип дидактической игры, во время которой дети в сюжете, в содержании, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности и одновременно учатся точному выполнению тех или иных действий.

- Изложение одного и того же вопроса с различных точек зрения;

- Подведение детей к рассмотрению вопроса с различных позиций;

- Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию;

- Дробление большой задачи на серию мелких подзадач;

- Создание доступных проблемных ситуаций:

    с недостаточными или избыточными исходными данными,

    с неопределенностью в постановке вопроса,

    с противоречивыми данными,

    с заведомо допущенными ошибками,

    с ограниченным временем решения.

Решение проблемных ситуацийорганизация обсуждения и решения системы вопросов и заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, что позволяет детям делать оригинальные выводы.

Проблемная ситуациямыслительное затруднение, которое необходимо преодолеть средствами интеллекта.

- Использование графических опор;

- Внесение материалов и оборудования для проведения опытов в пространственно-предметную среду группы;

- Постановка перед детьми творческих задач.

Алгоритм организации

познавательно-исследовательского проекта

1 этап. Подготовительный - определение проблемы;

2 этап. Целеполагание – определение цели проекта и прогнозирование его результата;

3 этап. Планирование – определение средств и способов реализации проекта;

4 этап. Исполнительский - непосредственное выполнение проекта;

5 этап. Презентационный- представление продукта проектной деятельности;

6 этап. Рефлексионный- обсуждение результатов, выяснение причин успехов и неудач;

7 этап. Проектировочный - определение перспективы развития проектирования.

Литература:

  1. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.: ил.
  2. Смолер, Е.И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности: пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. И рус. Яз. Обучения / Е.И. Смолер. – Минск: – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – 94 с.: ил.
  3. Никашина, Г.А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. языком обучения / Г.А. Никашина. – Минск: нац. ин-т образования, 2014. – 167 с.